Основная информация
Масада - крепость у южной оконечности Мёртвого моря (в 25 км к югу от Эйн-Геди) на вершине горы (около 450 м), отстроенная Иродом I между 37 г. и 31 г. до н. э., и ставшая последним оплотом зелотов во время антиримского восстания 66–73 гг. н. э.
Крепость иродианского периода, занимавшая всю площадь по срезу вершины горы ромбовидной формы (около 650х250 м), была обнесена двойной стеной (периметр - около 1400 м), внутреннее пространство которой было разделено на казематы (около 70). В стене было 30 башен и четверо ворот, оформленных в виде квадратных комнат с двумя входами, мощеным полом и сиденьями вдоль стен, украшенных фресками. Водоснабжение крепости осуществлялось с помощью открытых оштукатуренных каналов для отвода дождевой воды из двух каньонов к западу от Масады в 12 водосборных цистерн, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западном склоне горы (общая емкость - около 40 тыс. куб. м). Отсюда вода вручную доставлялась в другие цистерны на вершине горы, в большинстве подземные.
На обрывистом уступе северного склона располагался трехъярусный царский дворец. Верхний ярус на оконечности скалы, отделенный от остальной крепости стеной с единственным узким проходом, представляет собой большой полукруглый балкон; четырехкомнатное строение в его южной части - по две комнаты с каждой стороны - служило, по всей видимости, личными покоями царя. Черно-белый мозаичный с геометрическими узорами пол покоев - одна из самых ранних мозаик, обнаруженных на территории Эрец-Исраэль. Стены и потолки были украшены фресками. По фасаду балкона был, по-видимому, расположен ряд колонн. Средний ярус дворца - терраса (20 м ниже верхнего яруса) с двумя круглыми концентрическими стенами, служившими основанием колоннады верхнего яруса; в восточной части была расположена большая комната с декорированными фресками стенами и крытая колоннада. Нижняя терраса (15 м ниже среднего яруса) представляет собой приподнятую квадратную платформу, окруженную низкой стеной, служившей основанием колоннады; стена была частично покрыта фреской, имитирующей мраморную панель. В восточной части террасы находилась маленькая баня в римском стиле. Два нижних яруса дворца, очевидно, служили местом отдыха.
Находки, относящиеся к семилетнему периоду (66–73) господства зелотов, проливают свет на их образ жизни в Масаде и на период окончания Иудейской войны. Роскошные иродианские дворцы и относительно небольшое число жилых помещений не соответствовали потребностям зелотов, которые превратили дворцы в общественные помещения и командные посты и использовали их декоративные части в качестве строительных материалов для своих жилищ. Северный дворец служил, по всей видимости, административным центром и укрепленной позицией повстанцев. Залы и дворы малых дворцов были разгорожены на комнаты, служившие жилищами для семей повстанцев. Большинство зелотов жило в казематах крепостной стены и землянках, примыкающих к стене и внутренним сооружениям. В комнатах, пощаженных пожаром, были обнаружены остатки утвари зелотов - одежда, кожи, корзины, изделия из бронзы, камня, стекла и т. п. Кучи пепла с остатками личных вещей показывают, что осажденные перед смертью уничтожили свое имущество. Были обнаружены множество монет (два клада шекелей), алебастровые и золотые сосуды, несколько фрагментов рукописей. Башни использовались главным образом в качестве общественных помещений и мастерских.
При раскопках были обнаружены 25 скелетов мужчин, женщин и детей в маленькой пещере в южной части скалы; в 1969 г. останки были захоронены с воинскими почестями. В византийский период (5–6 вв.) на Масаде была возведена небольшая церковь с мозаичным полом. К западу от церкви находилась трапезная и кухня. Немногочисленные монахи жили в пещерах и в каменных кельях, разбросанных по вершине горы.
После реконструкции Масада стала одним из наиболее посещаемых туристических центров Израиля. В 1971 г. на восточном склоне горы была сооружена канатная дорога.
Масада служит символом национального героизма еврейского народа: на Масаде новобранцы бронетанковых войск принимают воинскую присягу и дают клятву.