Основная информация
Национальный парк «Барам» - это археологический парк, основной достопримечательностью которого является древняя синагога конца периода Второго Храма.
Уже в период Второго Храма вся Галилея была густо заселена евреями, а к моменту его разрушения, выдающийся иудейский историк Иосиф Флавий насчитывал здесь более 240 различных городов и поселений. Барам считался среди них достаточно богатым, процветающим городом, имевшим достойную для себя синагогу. Само название поселения указывало на основательность, прочность положения проживавших в нём жителей, неукоснительно соблюдавших иудейские законы. «Бар» - «сын», «ам» - «народ»: «сын народа» - так расшифровывает это название местная традиция. После тяжёлых ударов, постигших Иудею в связи с разрушением Храма и поражением восстания Бар-Кохбы, население Барама значительно увеличилось за счёт беженцев, превратилось в подлинный духовный и культурный центр иудеев в Эрец-Исраэль. Таким образом, ко II-III векам н.э. синагога в Бараме стала главным общественным учреждением иудейского поселения.
Её строение может служить классическим образцом синагог этого периода: длинное вытянутое здание с роскошным фасадом, имевшим три входа и повёрнутым на юг, в направлении Иерусалима; центральным входом с богато украшенной притолокой, несшей с обеих сторон украшения в виде спиралей. На фризе располагались виноградные лозы, выходившие из амфор и винных кувшинов. Арка под притолокой выполняла двойную функцию: основного источника света, поступавшего вовнутрь синагоги, и перенесения напряжения со стен на дверные опоры. Окна над восточным и западным входами были украшены красивыми растениями. Здесь нет традиционной иудейской символики, но на иудейское происхождение строения со всей очевидностью указывает еврейское имя человека, пожертвовавшего средства на строительство синагоги, высеченное на камне восточного окна, и также имя мастера, оставившего такую надпись на иврите: «Да будет мир в этом месте и в каждом доме Израиля. Иосе бар-Леви сделал эту притолоку. Да будет благословен труд его. Шалом».
Внешние стены синагоги сложены из больших, гладко обработанных камней. Ряд колонн, расположенных перед входом, предполагают наличие балкона. Другие фрагменты колонн и карнизов могут давать основание для мысли, что у синагоги был второй этаж.
Внутренний зал синагоги, имеющий размеры 20 х 15,2 м, сооружён в виде буквы «П». Его поверхность умощена большими каменными плитами и окружена остатками колонн. По углам они имели в своём рисунке форму сердца, что не несло ровным счётом никакого философского или религиозного подтекста, а лишь являлось одним из эстетических приёмов оформления, типичных для синагог этого периода. К стенам были прислонены каменные скамьи. А вот признаков места, где располагался арон ха-кодеш найдено не было, что выдвигает предположение о размещении его в какой-либо пристройке к основному зданию.
После того, как евреи покинули эти места, синагога надолго погрузилась в небытие, из которого её вывели раскопки, проведенные под руководством двух германских исследователей: Коэла и Вейцингера в 1905 году. Сегодня здесь ухоженный Национальный парк. На его территории расположен ряд археологических находок, обнаруженных при раскопках. Примерно в 300 метрах от синагоги была обнаружена малая синагога, от которой мало что сохранилось.
Посещение национального парка можно совместить с поездкой в киббуц Барам, в котором расположен музей (Бар Давид) иудейского искусства и картинная галерея.
Местонахождение: восточная часть Верхней Галилеи.
Часы посещения:
- в осенне - зимнее время: с 08:00 до 17:00;
- в весенне - летнее время: с 08:00 до 18:00.
Вход: платный.
Дополнительные сведения: оборудованная автомобильная стоянка, киоски, туалет, живописные лужайки со скамьями и столами для еды.