Основная информация
Между горами Эйвал (Гевал) и Гризим лежит город Шхем. Он выстроен на горном перевале, который связывал прибрежные районы Средиземноморья с долиной Иордана. Узкие кривые улочки, мечети, церкви, длинные торговые ряды, мыловаренные заводы, а на восточной окраине - Тель-Балата (холм щебня), где в древности находился город Шхем, имевший большое значение.
В Шхем были перенесены, привезенные из Египта, останки Иосифа и похоронены на участке поля, который Иосиф купил за сто монет у сынов Еммора. При разделе земель Шхем достался колену Эфраима. Затем он был отдан левитам и включен в число городов-убежищ. Города-убежища существовали по повелению Моисея для защиты людей, совершивших неумышленное убийство.
Шхем стал одним из религиозных центров еврейства. История города сохранила не только священные традиции, но и рассказы о восстаниях, отступничестве и расколе.
Шхем был разрушен во время Иудейской войны. Но сразу же после этой войны римский император Веспасиан из рода Флавиев выстроил новый город под названием Флавия Неаполис (новый горд Флавия). Однако самаритяне называли его Маборта. Неаполис превратился и для христиан в один из самых важных городов. Здесь была выстроена церковь.
С усилением христианства конфликты между самаритянами и христианами начали переходить в вооруженные столкновения. Император Юстиниан I увеличил количество церквей и Неаполис стал центром епископальной епархии. Город окружили стенами.
Мусульманские завоеватели называли Неаполис маленьким Дамаском. В средние века город перешел в руки крестоносцев, и они построили там новые церкви. Но в 1184 г. войска Саладина завоевали Шхем.
Когда в 1259 г. Иерусалим попал в руки монголов, евреи бежали в Шхем и перенесли туда свитки Торы.
Жители города, в основном мусульмане, предпочитали другое название города - Наблус (от Неаполис). По народной этимологии, в этом названии есть сочетание двух слов: «наб»-зуб и «лус» - название огромной змеи, которая водилась в этих местах. Эта змея сеяла страх среди жителей, потом ее убили, а зубы повесили над воротами города.
С 1948 по 1967 гг. Шхем, как и вся Самария, находился под контролем Иордании, а в Шестидневную войну его заняли израильские войска.
Сегодня в Шхеме проживает около 100 тысяч человек, в основном мусульмане, незначительное количество христиан и самаритян.