Основная информация
Судный день - один из самых важных израильских праздников - день искупления и поста. Он отмечается десятого числа месяца тишрей и является последним из «десяти дней раскаяния», которые начинаются сразу после Рош-ха-Шана (еврейского Нового года).
В Судный день просят прощения, искупления и очищения не только за грехи, совершенные против Создателя, но также за прегрешения, совершенные человеком по отношению к ближнему. Этот день завершается по еврейской традиции тем, что каждый еврей как бы получает баланс (положительный или отрицательный) своих деяний, а на его основе - приговор милостивый или осуждающий. Это - день, когда выясняется, принята или отклонена его просьба о прощении Высшим судом на небесах.
В канун Судного дня, в предвечерние часы, принято есть «разделяющую трапезу». После нее и до исхода Судного дня - полный пост. С начала Судного дня синагоги наполняются народом. Главной молитвой ближе к вечеру является известная во всем мире Кол-Нидрей.
В Судный день любая работа запрещена, закрыты учреждения и предприятия, не работает транспорт. В этот день молятся четыре раза. Молитвы называются: предрассветная (шахарит), добавочная (мусаф), послеполуденная (минха) и закрывающая (неила). Особое значение приобретает «закрывающая» молитва, произносимая при заходе солнца. Она - последняя, и после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. После нее звучат звуки шофара (рога, в который трубят), а потом - завершающий все обряды призыв: «В следующем году - в Иерусалиме».
Смысл обряда в том, чтобы очистить себя и свой дом от скверны, от грехов и преступлений и отвратить от себя гнев Божий. Чаще всего очищением дома или человека, требующего искупления, занимался священник. Все эти действия имеют ритуально закрепленный характер. Считается, что после соответствующего ритуала как дом, так и человек становятся чище и ближе к Богу. Процедура очищения встречается и у древних греков, и у римлян, и у вавилонян. В отличие от других древних народов, у которых обряд касался только места молитвы и священников, еврейский первосвященник как бы очищал весь народ Израиля. Это видно из того, что когда он входил в Святая Святых, ему разрешалось произносить табуированное имя Бога (и делалось это единственный раз в Судный день), а весь народ участвовал в его молитве, являвшейся наиболее волнующим моментом празднования Йом Кипур.
Важнейшее из ограничений - пост. Пост в иудаизме - это абсолютный отказ от еды и питья. В Йом Кипур человек в течение суток (на самом деле чуть больше) не ест и не пьет. Само собой, дети, больные - все, кому подобные ограничения опасны для здоровья, от поста освобождаются.
После завершения Йом Кипур принята праздничная трапеза. Душа порадовалась - пусть вместе с ней порадуется теперь и тело. После суточного перерыва острота вкусовых ощущений повышается неимоверно.