Основная информация
Национальный парк «Бейт Альфа», возможно, самый маленький из национальных парков Израиля, но с исторической точки зрения место очень даже интересное.
Находится он у северо-восточного склона горы Гильбоа.
В начале двадцатого века, когда первые репатрианты приезжали сюда с целью жить и продуктивно работать, в район горы Гильбоа так же выдвинулась группа молодых ребят. Уже 4 ноября 1922 года на пригорке с названием «Бейт Ильфа» встало палаточное поселение. Прошло каких-то шесть лет, и при прокладывании дренажной канавы рабочие вдруг начали выкапывать какие-то камушки. Камушки правильной формы, одинаковых размеров, да ещё и цветные. Работы тут же прекратили и вызвали археологов. То, на что случайно наткнулись рабочие при земляных работах, оказалось синагогой шестого в.н.э. (византийский период).
Но не просто останки стен и фундамента ждали своего открытия. Пол синагоги застилает прекраснейшая мозаика, почти целиком дошедшая до наших дней. Мозаика начала своё восхождение в греко-римский период, в основном как украшение домов богачей, и почти прекратила свое существование с приходом ислама. Дело в том, что мозаика в своей основе использует натуральные цветные камушки. Именно использование натуральных, а не крашеных камней породило собой спрос, торговлю и вызвало интерес к мозаике.
В последствии появились «каталоги» с набросками рисунков мозаики, и желающий уже мог выбрать, что именно будет выложено у него на полу. Так в «Ципори» есть строение называемое «Бейт хаг ха Нилус», что в переводе означает – «Дом праздника Нила». Данный дом называется так из-за находящейся там интереснейшей красочной мозаики, описывающий праздник Нила. Но не только этим интересен данный дом. Дело в том, что в каждой небольшой комнате на полу находится разная мозаика, и учёные предположили, что данный дом является как бы «каталогом» мозаики, где покупатель может наглядно увидеть и выбрать подходящий ему экземпляр.
Мозаику выкладывали обычно вдвоём. На подготовленный заранее пол наносился влажный раствор, на котором мастер вырисовывал контуры будущей мозаики. Далее его помощник выкладывал простые элементы, оставляя мастеру сложные фигуры и лица людей. Чем мельче были камушки мозаики и чем больше оттенков использовалось, тем красивее и богаче она выглядела. Современным языком, чем мельче были камушки, тем выше была резолюция всей картины.
Со времени нахождения данной мозаики были раскопаны и другие, в которых используются те же элементы. Существует мнение о том, что изображения на мозаике означают нечто большее, чем просто рисунки, а именно - обещание, постоянство мира и спасение. Таким образом, мозаика на полу древней синагоги может поведать нам о различных изменениях, которые претерпел иудаизм от своего основания и до шестого века н.э.