Основная информация
Начало нового месяца - Рош Ходеш - отмечают либо в тот день, когда появляется молодой месяц, либо назавтра. Иногда его празднуют один день, иногда - два. Начало месяцев Шват, Нисан, Сиван и Ав всегда отмечается один день. Новомесячья Хешвана, Адара, Ияра, Тамуза и Элула всегда отмечаются два дня. В високосном году два дня празднуется также начало второго месяца Адар.
Установление даты Рош Ходеш и, следовательно, всех еврейских праздников - это заповедь, обладающая большой святостью, и тот, кто ее выполняет, должен знать, что он осуществляет заповеданное Торой.
Освящение Рош Ходеш - это основа всех праздников Израиля и связанных с ними мицвот. Поэтому заповедь освещать новомесячья была дана Израилю раньше, чем все остальные мицвот.
Не существует запрета работать в Рош Ходеш. Тем не менее, многие особенности сближают новомесячье с праздниками. Прежде всего, дополнительные жертвы приносились в Храме только по субботам, праздникам и новомесячьям. Жертва Мусаф в Рош Ходеш такая же, как в Песах и Шавуот.
Мудрецы Великого собрания постановили: в Рош Ходеш в синагоге Тору читают четыре человека, как и в хол гамоэд. В обычные понедельник и четверг к Торе поднимаются только трое. В древности в Рош Ходеш было принято посещать пророков.
В Рош Ходеш следует устраивать праздничную трапезу, потому что в этот день читают Галлель, а в нем сказано: «Этот день сотворил Господь, чтобы мы веселились и радовались». В некоторых сефардских общинах существует обычай зажигать в Рош Ходеш праздничные свечи. Принято подавать на стол дополнительное блюдо, даже если Рош Ходеш приходится на субботу, когда трапеза и без того праздничная.
Запрещено поститься (за одним исключением - когда в Рош Ходеш Нисан, а, согласно некоторым мнениям, - и в Рош Ходеш Элул жених постится перед свадьбой). В Рош Ходеш не оплакивают покойного.
В Рош Ходеш, выпавший на субботу, выносят два свитка Торы. По одному из них семеро вызванных к Торе читают недельную главу, а по второму читают отрывок главы Пинхас. А когда Рош Ходеш Тевет выпадает во время Хануки на субботу, выносят три свитка Торы. По одному из них шестеро приглашенных читают недельную главу, по второму седьмой читает отрывок главы Пинхас о жертвах новомесячья, а по третьему последний приглашенный читает главу «Начальники колен», в котором рассказывается об освящении жертвенника. Чтение Торы заканчивают отрывком из пророков, относящимся к Хануке, а не к новомесячью.