Основная информация
Хотя и воспринимаемый ошибочно некоторыми как последний день праздника Суккот, Шмини-Ацерет («Праздник восьмого дня») по сути своей не связан с предыдущими празднествами, особенно учитывая его значение для страны в целом и для ее сельского хозяйства.
В отличие от обильных жертвоприношений, с которыми был связан праздник Суккот во времена Храма, литургия Шмини-Ацерет ограничивалась лишь одним приношением. Кроме того, в литургии Шмини-Ацерет выделяются особые молитвы и псалмы, традиционно отличающие этот праздник от Суккот.
С другой стороны, библейский завет, выделяющий «Праздник восьмого дня» из череды других праздников, это заповедь, призывающая к радости. Шмини-Ацерет празднуется уже не в сукке, а дома.
Можно сказать, что происходит смена акцентов – от универсализма Суккот (который связан с 70 видами пожертвований, если учитывать обычаи верующих во всех странах мира) к демонстрации особо близких отношений между человеком и его творцом.
Хотя само по себе слово «Ацерет» буквально означает «Собрание», оно, происходя от корня «ацар» – «остановить», имеет и второй смысловой оттенок: «Праздничное собрание, когда останавливается вся работа».
Мудрецы, говоря о сути этого праздника, обращаются к следующей притче: Господь Бог подобен царю, приглашающему детей своих на праздник, длящийся столь много дней. Когда гостям приходит время возвращаться домой, Он говорит им: «Дети мои, я обращаюсь к вам с просьбой. Остановитесь, задержитесь у меня еще на один день. Мне так не хочется, чтобы вы уходили».
Такое восприятие мудрецами сути Шмини-Ацерет как «светлой печали» можно распространить и на другие праздничные дни, поскольку это дни радости, а не тягот. Это дни, когда все делается в удовольствие, а не по обязанности, и когда все мы – гости во дворце Господа Бога.