Основная информация
Празднование проходит в восьмой день Суккота. Особое празднование этого дня установилось в эпоху вавилонских гаонов, когда был принят годичный (вместо трехгодичного) цикл чтения Торы. Однако начинать новый цикл в тот же день стало принято позднее, чтобы «не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова».
Во время праздничного ритуала, извлеченные из синагогального Ковчега Завета свитки Торы, семь раз обносят вокруг бимы. Всех присутствующих мужчин вызывают к чтению Торы. Мальчиков, не достигших возраста еврейского совершеннолетия, вызывают для чтения заключительной части этой главы. Над головами мальчиков простирают таллит, и собравшиеся произносят им благословение, данное Иаковом Эфраиму и Менашше. Возвращение свитков Торы в ковчег сопровождается праздничными песнопениями.
Это один из двух еврейских праздников, когда еврею не только можно, но и предписано некоторое злоупотребление алкоголем (второй праздник, при котором, согласно традиции, следует напиваться, как известно Пурим). Одна из важнейших заповедей Симхат Торы — радость, празднование: «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и Левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих».
Этот праздник очень особый - заповедей практически никаких (танцы со свитками Торы - это обычай, но не обязанность), а радости - полным полно. Все танцуют и обнимаются со свитками Торы, а также, все до единого, вызываются к Торе. Она разделена на 7 отрывков, и, соответственно, для чтения вызывают только семерых человек, которых в этот Шабат хотят как-то уважить. Вызов к чтению Торы - это большая честь. Больше всех радуются и танцуют дети, которые и Тору-то учить еще толком не начали.
Симхат Тора служит отправной точкой для двух процессов. С одной стороны, в этот день заново начинается годичный цикл чтения Торы. Как бы уже изучив и «пройдя до конца» всю Тору, мы начинаем всё заново. Это происходит на фоне очень глубокого понимания того, что перед Божественной бесконечностью Торы, её большие или меньшие знания не имеют значения. В Симхат Тора каждый понимает, что на самом-то деле он ещё и не начал учить Тору и исполнять заповеди. А потому реальной разницы между ним и кем то «неучёным» или «неправедным» фактически нет. И этот самый «неуч» или человек, ощущающий по какой то причине своё несоответствие Торе, в этот день знает, что Тора принадлежит ему так же, как всем остальным.
Второй цикл, берущий начало в Симхат Тора - это начало молитв о дожде, начало отсчёта еврейского «зимнего времени». В еврейской традиции дождь - это благо, которое посылается свыше, и посылается оно всем вместе. Или никому. При дожде всё растёт, а без него всё страдает от засухи. Может быть именно поэтому в Симхат Тора, когда никто не «стоит у порога» и не ощущает себя изгоем ни в чём - просят о дожде.
Поэтому именно Симхат Тора может стать для еврейских лесбигеев днём возвращения к Торе, к традиции и к общинным узам. В этот день каждый может прийти в синагогу, обнять свиток Торы, прижать его к сердцу и самозабвенно танцевать с ним. И самое главное, каждый может ощутить, что в этот день община, традиция, да и сама Тора «обнимают» его и приглашают в круг танцующих и веселящихся, вместе со всеми.